246017, г.Гомель, пр.Победы,18-б,

тел. +375232 32-50-31

+375232 32-50-92,

E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.30-18.00 

Роль дыхательной гимнастикикак метод оздоровления дошкольников

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего несколько минут.

 Речевое дыхание отличается от обычного дыхания. Речевое дыхание - это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом - дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми, заикающимися, с ОНР, другими речевыми расстройствами. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье. А. Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому - и болезнь отступит».

 Давайте поможем своим детям!

С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений - увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Предлагаем вам самим проделать это. На первый взгляд простое упражнение (повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

 Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох - грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.

 Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. - стоя, ноги слегка расставить.

1 взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2 взмах руками назад «так» (выдох)

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

Встать прямо, ноги слегка расставить,

руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз.

 «НАСОСИК»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся - выдох.

Можно выпрямляясь произносить - «с-с-с»

 «ДЫХАНИЕ»

Тихо - тихо мы подышим,

Сердце мы своё услышим.

И. п. - стоя, руки опущены.

1 медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт расширяться - прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).

2 - плавный выдох через нос.

 Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

 «КОРАБЛИК»

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«СНЕГОПАД»

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.

«ДУДОЧКА»

Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.

«БАБОЧКА»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»

«СВЕЧА»

Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Дети и музыка

«Влияние музыки на детей – благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце…перетолкуют по своему, не будут о ней резонерствовать, но она наполнит гармонией их юные души…»

В.Г.Белинский

Первые ступеньки приобщения к музыке ребенок проходит в семье. Дети встречаются в быту с пением взрослых, с игрой на музыкальных инструментах, они слышат музыку из различных бытовых аудио и видео устройств.

Есть люди, которые думают, что учить музыке нужно только детей талантливых. Но ведь обучая грамоте. Мы вовсе не ждем. Что все дети станут писателями. К тому же. Что бы понять. Одарен ребенок или нет, нужно помочь ему выявить одаренность. Для этого нужно уделять больше внимания развитию задатков всех детей.

В семье, где понимают, что музыка- не только развлечение на вечеринке, не только аккомпанемент для танцев, что музыка воспитывает чувства, вызывает радость, дает утешение, в такой семье легче воспитать музыкальный вкус ребенка.

Чудесным источником художественных переживаний, средством воспитания чувства красоты служит народная музыка. Путь от песни (самого доступного вида музыкального искусства) к  более сложным формам-правильный путь подготовки к восприятию серьезной музыки. Хорошо, если дома есть записи русских народных песен, лучше в исполнении детских и взрослых хоровых коллективов.

Важно не только учить детей правильно петь, играть на каком-либо музыкальном инструменте, но и слушать настоящую музыку, знакомить воспитанников с произведениями великих композиторов. Делать это нужно постепенно, осторожно, что бы не вызвать реакцию отторжения.

Приучайте детей внимательно, не отвлекаясь, слушать музыку, используя различные технические средства (компьютер, DVD-проигрыватель, телевизор, радио и т.д.)Следитеза качеством проигрываемой мелодии! Классическая музыка должна воспроизводится на аппаратуре  с хорошими звуковоспроизводящими параметрами. Для детей дошкольного возраста имеется множество произведений, рисующих картины природы, определенное время года, передающих яркие характеры. Что бы ребенок лучше осознавал эмоциональное и событийное наполнение произведения, нужно дать ему высказаться о прослушанной музыке. Ребенок может уточнить название знакомых музыкальных инструментов, установить связь между инструментом и характером музыки (барабан- ритмичная веселая музыка, скрипка- музыка грустная, лиричная, печальная и тд). Дети старшего дошкольного возраста могут называть имена композиторов, чью музыку они слушают (Глинка, Чайковский), названия любимых произведений, жанры музыки (марш, полька, колыбельная). Полезно давать для прослушивания «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детский альбом» , «Времена года» отрывки из «Щелкунчика»  П.И, Чайковского, отрывки из опер «Садко», «Снегурочка» Римского-Корсакова. В этих музыкальных произведениях можно услышать «голоса» инструментов, тембровое и динамическое богатство красок.

Эти небольшие сведения уточняют имеющиеся представления. Приближают  к музыке, её осознанию.

От восприятия произведения в целом следует перейтик осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Обратить внимание детей на значение музыкальных темпов, на силу звука, на выразительное значение динамических оттенков. Беседу с детьми следует строить на основе сравнения и сопоставления музыкальных произведений.

Постепенно мы обогатим детей музыкальными впечатлениями, выработаем умение осознанно и эмоционально воспринимать музыкальные произведения.

Сейчас в каждой семье есть звуковоспроизводящая аппаратура, зачастую очень дорогостоящая. Часто звучит музыка. Но каково качество этой музыки? О чем она? Чему учит? Дает ли она пищу для души или просто создает шумовой фон? Насколько сложна эта музыка по своей структуре? Примитив воспринимается легче, но воспитывается ли музыкальный слух, формируется ли внутренний мир? Рядом с нами –наши дети. Они вырастут такими, какими вырастим их мы.

Работа детского сада с семьей по приобщению ребенка у миру музыки

 

   Эстетическое развитие ребёнка очень важно для формирования личности. Необязательно ребёнок вырастет профессиональным музыкантом, но при помощи воздействия музыкального искусства закладывается фундамент нравственных качеств личности. Помочь малышу полюбить и понять хорошую музыку может способствовать отношение к искусству в семье. Условиями для формирования художественного вкуса ребенка являются:

 1. Домашняя фонотека с музыкальными произведениями, доступными для детей дошкольного возраста.

 2. Личный пример родителей в отношении к музыкальному искусству

   3. Посещение культурных мероприятий города (музыкальные фестивали, театры, филармонии)

4. Прослушивание музыкальных сказок или детских пьес совместно с малышом, обсуждение полученных впечатлений

   5. Просмотр музыкальных телепередач

   6. Музыкальные игры («Угадай мелодию», игра на детских музыкальных инструментах)

 7. Поощряйте творчество ребёнка в области сочинений песенок, попевок. Например, после прослушивание музыкальной сказки можно организовать предложить сочинить малышу старшего дошкольного возраста песню понравившихся героев.

  Совместная музыкальная деятельность не только способствует развитию у ребёнка интереса к музыке, но и создаёт дружескую и гармоничную атмосферу в семье.

 Хорошими помощниками для родителей в целях привлечения интереса к музыке являются детские музыкальные инструменты. В этом случае ребёнок имеет возможность самостоятельно играть, петь и танцевать. Можно использовать такие музыкальные игрушки, как бубен, различные погремушки (их можно сделать самостоятельно), музыкальные шарманки и шкатулки, металлофон, барабан, дудочка, детская гармошка.

   Музыка помогает детям почувствовать многообразие окружающего их мира.

К тому же, когда дети поют простые песенки, это помогает им усваивать грамматику, синтаксис, различать тонкие эмоциональные оттенки.

  Мы с удовольствием поем грудным детям, но, когда они подрастают, перестаем это делать. Но почему? Музыкальные дети легче заводят друзей, потому что обладают лучшим социальным опытом, высокой самооценкой и большей уверенностью в себе.

  Главным образом Моцарт

 Считается, что классическая музыка, и в особенности произведения Моцарта, способна повысить качество жизни детей доподросткового возраста, стимулировать их умственное развитие, уменьшить последствия неизбежных стрессов, улучшить память и развить творческие способности. Пусть слушают и барокко!

    Не только слушать, но и играть

  Предложите детям дошкольного возрасти подпевать и аккомпанировать записям, которые они слушают, на самодельных музыкальных инструментах.

   Барабан

Вам понадобятся:

   - коробка от хлопьев;

   - бечевка;

   - две деревянные ложки.

   Кухонные цимбалы

Вам понадобятся:

   - две крышки от кастрюль или сковородок. И все. Шуму будет много.

   Маракасы из макарон

Вам понадобятся:

   - две маленькие баночки из-под мороженого с крышечками;

   - горсть сухих макаронных изделий.

  - Положите понемногу макаронных изделий в каждую баночку. Потрясите — замечательные трещотки.

   Импровизация на баночках из-под джема

Вам понадобятся:

   - деревянная ложка;

   - двенадцать пустых баночек из-под варенья (баночки от кофе или соуса тоже подойдут).

   - Налейте в баночки воду — в каждую на палец больше, чем в предыдущую. Чем ниже уровень воды, тем ниже будет звук, когда вы ударите по баночке ложкой.

   Необычный гобой

Вам понадобятся:

  - длинная картонная трубка — такие обычно вкладывают в рулоны оберточной бумаги, пленки или фольги;

   - жиронепроницаемая пекарная бумага или калька;

   - эластичная лента;

   - швейная игла.

  Закройте один конец трубки калькой и зафиксируйте эластичной лентой. Проткните иглой ряд дырочек вдоль боковой стороны трубки и напойте что-нибудь (без слов) в открытый конец трубки. Когда натешитесь, дайте попробовать детям.

   Бренчание на обувной коробке

Вам понадобятся:

   - обувная коробка (крышку можно выбросить);

   - шесть эластичных лент;

   - деревянная ложка.

   Натяните эластичные ленты вокруг коробки и бренчите на здоровье деревянной ложкой.

   Польза музыки

  Насколько нам известно, ученые, занимающиеся изучением процессов, происходящих в головном мозге, утверждают, что игра на пианино стимулирует у детей доподросткового возраста способности к пространственно-временным рассуждениям. Музыка несет в себе понятия размерностей, пропорций и дробей. Небесполезные знания, согласитесь.

   Шесть-восемь лет — оптимальный возраст для вашего ребенка, чтобы начать учиться играть на своем первом музыкальном инструменте или петь. Именно в этом возрасте дети лучше всего воспринимают и запоминают музыку и могут научиться читать с листа. Дети, изо дня в день упражняющиеся в игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, развивают способность к концентрации, внимание, что очень помогает им в школе.

   Игра на музыкальном инструменте улучшает координацию глаз и рук, а также формирует у детей сознание выполненного дела, укрепляет веру в себя.

 

 

      Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

  Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

     - Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов,

имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий,каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети,занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

    - Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка,позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики,укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции.

     Искусство пения — это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму, снимают усталость и переутомление. 3 В своей книге “Здоровье по нотам” С. В. Шушарджан говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков. Так, звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о — и — о — и” массирует сердце; звук “и — э — и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом.(Каждый звук произносится 3 — 4 раза).

     Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями. 

      - Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому

они становятся и уроками общения.

     - Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.

Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи.

   - В детском саду во время игр, в группе может ненавязчиво звучать музыка Моцарта. Она действует на сознание, развивает вкус,

восприятие прекрасного.

     - Наш величайший ученый Э. Циолковский писал так: «Музыка — есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка».

     Советы:

    - Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т. д

   Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

    - Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности в себе – «Мазурка» Ф. Шопен, «Вальсы» И. Штраус, «Мелодии» Рубенштейна.

    - Для уменьшения раздражительности, разочарования повышения чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата№2 И. С. Баха, «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

     - Для общего успокоения – «Симфония №6»Л. В. Бетховена, часть 2-я,«Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» И. Шуберта.

     - Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с

другими людьми

     – «Концерт ре-минор для скрипки И. С. Баха.

    - Для уменьшения головной боли связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» В. Г. Моцарт, «Венгерская рапсодия №1»

     - Ф. Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

   - Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение настроение самочувствия, активности, настроения – «шестая симфония», П.Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Л. В. Бетховена.

     - Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» И. С. Баха, «Симфония» Й. Гайдна