246017, г.Гомель, пр.Победы,18-б,

тел. +375232 32-50-31

+375232 32-50-92,

E-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Время работы: 07.30-18.00 

Будущие родители с рождением ребёнка связывают исполнение своих ожиданий и надежд, которые во многом определяют их дальнейшую жизнь. … Однако, иногда вопреки всем планам в семье появляется ребёнок, не похожий на других детей. Специалисты называют его «ребёнком с особенностями психофизического развития». В ряду довольно распространённых детских болезней последнего времени стоит детский аутизм.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах.

В настоящее время причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, но необходимо выделить среди них основные:

- наследственный фактор;

- органические нарушения развития центральной нервной системы в

период внутриутробного развития, в период родов и в раннем детстве,

а также сочетание с эпилепсией;

- перенесенные заболевания;

- неблагоприятные условия воспитания и окружения;

- психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребёнкот семьи в связи с его помещением в больницу, приют ит.п. при лишении родителей родительских прав.

Детский аутизм имеет свои основные особенности:

- отличительной особенностью у детей с аутизмом является то, что уже с первых месяцев жизни у ребёнка при общении со взрослыми отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;

- характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта « глаза в глаза»;

- ребёнок не откликается на имя при сохраненном слухе;

- отмечается расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;

- ребёнок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету;

- ребёнок не обращается за помощью;

- использует другого человека, как будто это неодушевлённый предмет (может брать игрушку рукой взрослого);

- совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки);

- совершает « ритуальные» действия ( например, ходит и бессмысленно и открывает-закрывает двери);

- не пытается играть в сюжетно- ролевые игры ( не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);

- дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту ( резким звукам, яркому свету, мокрым пелёнкам); часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают трудности с прикормом.

Такие проявления аутизма характерны для детей более раннего возраста, а в более старшем возрасте можно отметить следующие признаки:

- неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;

- использование периферического зрения;

- привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т.д.);

- ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;

- недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;

- склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменение этого порядка;

- такие дети часто повержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников случаются вспышки гнева и агрессии.

При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают

очень разнообразные варианты проявления этого заболевания, поэтому, как своеобразный компромисс между теорией и практикой возник термин

« расстройства аутистического спектра – РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств. Частота встречаемости РАС выше,

чем изолированных глухоты и слепоты вместе взятых, чем синдрома Дауна или детских онкозаболеваний, а в последнее десятилетие частота встречаемости РАС увеличивается. Диагноз « аутизм» не означает, что ребёнок никогда не станет полноправным членом общества. Однако , родителям придётся отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату или сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех. Если у вашего ребёнка диагностирован аутизм, знайте,что в Беларуси вы не одни. В конце 2011года в нашей стране была создана Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители.».